Информация об условиях обучения инвалидов и лиц с ОВЗ
Положение об
обеспечении ежедневным бесплатным двухразовым питанием
обучающихся с ОВЗ
Положение о комиссии по контролю за организацией питания
учащихся
С 01.09.2016 года вступили в силу Федеральные государственные
образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями
здоровья и федеральные государственные образовательные стандарты для
детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее по
тексту ФГОС ОВЗ и УО).
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - физическое
лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,
подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и
препятствующие получению образования без создания специальных условий.
(п. 16 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации») от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для
всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных
потребностей и индивидуальных возможностей. Особые образовательные
потребности возникают у детей тогда, когда в процессе их обучения
возникают трудности несоответствия возможностей детей общепринятым
социальным ожиданиям, школьнообразовательным нормативам успешности,
установленным в обществе нормам поведения и общения.
Эти особые образовательные потребности ребенка требуют от школы
предоставления дополнительных или особых материалов, программ или услуг.
Включение детей с особыми образовательными потребностями - детей с
инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с
особенностями развития - в образовательный процесс в школах общего типа
по месту жительства – это сравнительно новый подход для российского
образования.
Образовательная политика России ориентирована на инклюзию как на принцип
изменения социальных отношений в образовании.
Инклюзивное образование - это такая организация процесса обучения, при
которой ВСЕ дети, независимо от их физических, психических,
интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей,
включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства
вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же
общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные
потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную
поддержку.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» содержание образования и условия
организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной
программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной
программой реабилитации инвалида. Общее образование обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным
общеобразовательным программам. В таких организациях создаются
специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Под специальными условиями, для получения образования обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе
понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся,
включающие в себя использование специальных образовательных программ и
методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и
дидактических материалов, специальных технических средств обучения
коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг
ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую
помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий,
обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную
деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено
освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными
возможностями здоровья.
Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может
быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в
отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих
образовательную деятельность.
В МАОУ-СОШ №4 специализированный учет инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья проводится на этапах их поступления и обучения в
школу. Для организации информационной открытости для инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья на сайте создан специальный раздел
«Информация об условиях обучения инвалидов и лиц с ОВЗ», официальный
сайт адаптирован для лиц с нарушениями зрения (слабовидящих);
В школе создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного
образования детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательной системы и
слабовидящих детей. (Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 «Об
утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов
объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания
им при этом необходимой помощи»).
Информация для родителей по оказанию образовательных услуг детям с
ограниченными возможностями здоровья в школе
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской
Федерации» (ФЗ №273-ФЗ от 29.12.2012) в образовательных организациях
осуществляющих начальное общее, основное общее и среднее общее
образование (школах) обеспечивается доступность образования
детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья:
Для детей с ограниченными возможностями здоровья доступны различные
формы получения образования в различных образовательных учреждениях:
• обучение совместно с другими обучающимися,
• обучение в отдельном классе обычной школы,
• обучение в специальной школе,
• индивидуальное обучение на дому,
• обучение в негосударственном образовательном учреждении (организации),
• дистанционное обучение.
Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на
дому в школе по месту жительства осуществляется по медицинским
показаниям в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (ИПР)
по заключению педиатрического бюро медико-социальной экспертизы (для
детей-инвалидов) или по заключению клинико-экспертной комиссии
медицинских учреждений системы здравоохранения. Обучающие выводятся на
индивидуальное обучение на дому в соответствии с перечнем заболеваний,
указанных в письме Министерства просвещения РСФСР и Министерства
здравоохранения от 8/28 июля 1980 года № 281-М/17-13-186. Родители могут
выбрать и обучение в форме семейного образования. Названные в статье 10
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Очно-заочная (вечерняя), заочная форма получения образования, экстернат,
с использованием дистанционных образовательных технологий,
самообразование вряд ли могут рассматриваться как подходящие для
получения общего образования детей с особенностями развития, для которых
задача социализации выходит на первый план.
Допускается сочетание различных форм получения образования.
Условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями
здоровья и детьми-инвалидами.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и
детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых
условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в
жизни общества, эффективной самореализации в различных видах
профессиональной и социальной деятельности. В качестве основной цели в
области реализации права на образование детей с ограниченными
возможностями здоровья в МАОУ-СОШ №4 рассматривается создание условий
для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их
психофизических особенностей.
Задачи:
• обеспечение условий для реализации прав учащихся с ОВЗ на получение
бесплатного образования;
• организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с
учащимися с различными формами отклонений в развитии;
• сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ на основе
совершенствования образовательного процесса;
• создание благоприятного психолого-педагогического климата для
реализации индивидуальных способностей учащихся с ОВЗ;
• совершенствование системы кадрового обеспечения.
В образовательной организации МАОУ-СОШ №4 созданы условия для получения
образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и
детьми-инвалидами:
• школа реализует специальные (коррекционные) программы начального
общего и основного общего образования для учащихся с ограниченными
возможностями здоровья;
• по медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании
заявления родителей (законных представителей) учащихся организуется
индивидуальное обучение на дому;
• вопросы деятельности образовательного учреждения общего типа,
касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными
возможностями здоровья регламентированы Уставом и локальными актами
образовательного учреждения;
• в целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями
здоровья в полном объеме образовательных программ, а также коррекции
недостатков их физического и (или) психического развития в школе
работает психолого-логопедическая служба;
• для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными
возможностями здоровья в образовательном учреждении проводится
информационно-просветительская, разъяснительная работа по вопросам,
связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории
детей, со всеми участниками образовательного процесса - учащимися (как
имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями
(законными представителями), педагогическими работниками.
Какими нормативными правовыми актами детям-инвалидам и детям с
ограниченными возможностями здоровья гарантировано право на получение
образования?
Каждому ребенку от рождения принадлежат и гарантируются
государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с
Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного
права, международными договорами РФ, Семейным кодексом РФ и другими
нормативными правовыми актами.
В 2012 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о
правах инвалидов, согласно которой Россия не только признает право
инвалидов на образование, но и должна обеспечивать образование
детей-инвалидов на всех уровнях, в т. ч. дошкольном. Для реализации
данной цели нормативные правовые акты, регулирующие социальную защиту
инвалидов в РФ, приводятся в соответствие с положениями Конвенции.
Согласно Закону № 181-ФЗ государство поддерживает получение инвалидами
образования и гарантирует создание необходимых условий для его
получения.
Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. N 1015 г. «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам».
В соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона от
29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598;
2013, N 19, ст. 2326) приказываю: Утвердить прилагаемый Порядок
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования. Первый
заместитель Министра Н. Третьяк. Нормативно - правовые документы по
введению ФГОС с ОВЗ:
1. Приказ Министерства образования и науки РФ №1598 от 19.12.2014г.
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья».
2. Приказ Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.2014г. «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
Правила организации обучения детей-инвалидов в школе
Довольно непросто дается обучение детей-инвалидов в школе. В виду этого
необходимо четко знать правила, согласно которым должен проходить
процесс обучения. Это даст возможность, верно, построить процесс
обучения и увидеть результат. Первое, о чем должен помнить каждый - это
изменение терминологии, в настоящее время рекомендуется называть
детей-инвалидов детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Это
сокращение чаще встречается в законах, касающихся детей-инвалидов. В
2008 году в России была принята Конвенция о правах инвалидов, которая
гарантирует каждому ребенку-инвалиду доступ к «инклюзивному,
качественному и бесплатному начальному и среднему образованию в местах
своего проживания».
Перед началом учебного года специалисты проводят беседу с классным
руководителем, учителями и учениками класса. Прием в школу детей с ОВЗ
осуществляется на основе заключения медико-психологической и
педагогической комиссии, в котором указано, что ребенок может учиться в
общеобразовательном учреждении. На каждого обучающегося заполняется и
ведется в течение всего периода обучения психолого-педагогическая карта,
в которой фиксируются педагогические особенности развития личности
обучающегося; результаты педагогической и психологической диагностики;
рекомендации по сопровождающей работе. При обучении делается акцент на
развитие терпимости и добром отношении друг к другу, оказание помощи и
поддержку таких деток. С первых дней обучения школьника с ОВЗ, а при
необходимости и на другой ступени обучения (основная школа) классный
руководитель, совместно с педагогом-психологом работает по
предупреждению проблем адаптационного периода: социально-психологических
(проблемы социальной дезадаптации), личностных (неуверенность в себе,
высокая тревожность, неадекватная самооценка, низкая учебная мотивация и
т.д.), познавательных (проблемы восприятия, внимания, памяти, мышления,
трудностей в обучении).
Ребенка заранее знакомят с учителем начальной школы, а затем со всеми
учителями в средней и старшей школе. Ребенок должен адаптироваться к
новому пространству, кабинетной системе, большому количеству людей, к
разным требованиям учителей и учиться общаться со сверстниками. А также
принимать школьные правила, без ограничений. Если раньше он зависел от
одного человека, то теперь все будет зависеть от командного содружества
учителей, специалистов и одноклассников при активном привлечении
родителей. Конечно, надо понимать, что все дети абсолютно разные,
поэтому помимо коллективного сопровождения необходима будет и
индивидуальная помощь.
Рядом с ребенком должен быть специалист, который будет связывать его с
окружающим миром, пояснять и объяснять, что хотят от него окружающие.
Этот человек должен быть не только постоянно включен в процесс обучения
ребенка, но и должен находиться в тесном контакте с родителями (тьютор у
обучающегося 4 класса – РАС, у других ребят классные руководители).
Учителя, помимо специальной подготовки, должны учитывать особенности
ребенка, чтобы не усугубить имеющуюся проблему. Необходимо, чтобы
ребенок чувствовал себя полноценным и защищенным.
Одноклассники должны быть под постоянным наблюдением, так как все дети
разные. Ребенок-инвалид в школе может быть объектом пристального
внимания со стороны педагогов и медицинского персонала. Необходимо
привлечь других детей, которые бы общались с таким ребенком на
переменах, после уроков, играя и помогая с домашним заданием. У каждого
педагога свои функциональные обязанности, но цель у всех общая.
Схема комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей
с ОВЗ, детей- инвалидов МБОУ-Тополинская СОШ
Реализация подобного взаимодействия в условиях психолого-педагогического
сопровождения позволяет выстраивать систему взаимодействия всех
субъектов образовательного процесса и создать условия для максимально
полного удовлетворения потребностей семьи ребёнка с ОВЗ. МБОУ ТСОШ
продолжает работу в этом направлении, а также организует сопровождение
деятельности образовательных учреждений в работе с детьми с ОВЗ.
Категория детей с ОВЗ
Всего на начало 2019-2020 учебный год детей-инвалидов в школе 3 учащихся
. Начальном звено – 2 детей - инвалидов, 1 в среднем звене.
От сложности заболевания (дефекта) ребенку с ОВЗ определяется форма
обучения - индивидуальная у 3 на дому .
В основе их обучения – базовые образовательные программы, адаптированные
для детей, имеющих медицинские заключения к обучению в сохранном режиме.
Принцип вариативности и возможности выбора заданий активно используется
на протяжении всего курса обучения и позволяет каждому учащемуся
обучаться на максимально доступном для него уровне, соответствующем его
способностям, особенностям развития и склонностям, снимает излишнее
эмоциональное и интеллектуальное напряжение, способствуют формированию
положительных внутренних мотивов учения.
Один ребенок- инвалид посещает внеурочную деятельность в школе по
северному многоборью.
Положение
психолого-медико-педагогическом консилиуме
Положение об
индивидуальном обучении на дому
Адаптированная
общеобразовательная программа для слабослышащих НОО
Адаптированная
образовательная программа индивидуального обучения 6 класс