"Безопасный лед"
С осени в школе проводится акция "Безопасный лед". В
рамках акции с учащимися школы на классных часах проводятся беседы на тему
"Осторожно! Тонкий лед!", а на уроках ОБЖ запланированы практические занятия
"Если ты провалился под лед". Также выпущены памятки для учащихся и
родителей - "Опасные места на водоемах", "Правила перехода по льду водоемов".
Осторожно, тонкий лед!
Первый лед на водоемах рыхлый и непрочный. В это время выходить на его
поверхность крайне опасно.
Однако каждый год многие люди пренебрегают мерами предосторожности и выходят
на тонкий лед, тем самым, подвергая свою жизнь смертельной опасности.
Это нужно знать!
-
Безопасным для человека считается лед толщиною не менее 10 сантиметров в
пресной воде и 15 сантиметров - в соленой.
-
В устьях рек и притоках прочность льда ослаблена. Лед непрочен в местах
быстрого течения, бьющих ключей и стоковых вод, а также в районах
произрастания водной растительности, вблизи деревьев, кустов и камыша.
-
Если температура воздуха выше 0 градусов держится более трех дней, то
прочность льда снижается на 25%.
-
Прочность льда можно определить визуально: лед голубого цвета – прочный,
белого – прочность его в 2 раза меньше, серый, матово-белый или с
желтоватым оттенком лед ненадежен.
Если случилась беда.
Что
делать, если вы провалились в холодную воду:
-
Не паникуйте, не делайте резких движений, стабилизируйте дыхание.
-
Раскиньте руки в стороны и постарайтесь зацепиться за кромку льда,
придав телу горизонтальное положение по направлению течения.
-
Попытайтесь осторожно налечь грудью на край льда и забросить одну, а
потом и другую ноги на лед.
-
Если лед выдержал, перекатываясь, медленно ползите к берегу.
-
Ползите в ту сторону – откуда пришли, ведь лед здесь уже проверен на
прочность.
Памятка "Если ты провалился под лед"
Памятка "Опасные места на водоемах"
Если нужна Ваша помощь:
-
Вооружитесь любой длинной палкой, доскою, шестом или веревкою. Можно
связать воедино шарфы, ремни или одежду.
-
Следует ползком, широко расставляя при этом руки и ноги и толкая перед
собою спасательные средства, осторожно двигаться по направлению к
полынье.
-
Остановитесь от находящегося в воде человека в нескольких метрах,
бросьте ему веревку, край одежды, подайте палку или шест.
-
Осторожно вытащите пострадавшего на лед, и вместе ползком выбирайтесь из
опасной зоны.
-
Ползите в ту сторону – откуда пришли.
-
Доставьте пострадавшего в теплое место. Окажите ему помощь: снимите с
него мокрую одежду, энергично разотрите тело (до покраснения кожи)
смоченной в спирте или водке суконкой или руками, напоите пострадавшего
горячим чаем. Ни в коем случае не давайте пострадавшему алкоголь – в
подобных случаях это может привести к летальному исходу.
Меры безопасности при пользовании ледовыми переправами.
1. Организации, эксплуатирующие ледовые переправы (владельцы переправ),
должны иметь разрешение на их оборудование и эксплуатацию.
2. Режим работы ледовых переправ определяется эксплуатирующими их
организациями по согласованию с органами исполнительной власти Томской
области или органами местного самоуправления (в зависимости от статуса
переправы), органами ГАИ и ГИМС. Порядок движения транспорта и нормы
перевозки груза и пассажиров устанавливаются администрацией переправы с
учетом ледового прогноза и максимальной безопасной нагрузки на лед.
3. Места, отведенные для переправ, должны удовлетворять следующим условиям:
-
дороги и спуски, ведущие к переправам, благоустроены;
-
в районе переправы отсутствуют (слева и справа от нее на расстоянии 100
метров) сброс теплых вод и выход грунтовых вод, а также промоины, майны
и площадки для выколки льда;
-
трассы автогужевых переправ имеют одностороннее движение. Для встречного
движения прокладывается самостоятельная трасса параллельно первой,
удаленная от нее на расстоянии не менее 40-50 метров.
4. Границы переправы обозначаются через каждые 25-30 метров ограничительными
маркировочными вехами, в опасных для движения местах выставляются
предупредительные знаки.
5. На обоих берегах водоема у спуска на автогужевую переправу оборудуются
площадки для стоянки транспортных средств с забетонированной вокруг нее
канавой с уклоном в сторону съемной сточной цистерны, устанавливаются
отдельные ящики для сбора мусора, выставляются щиты с надписью «Подать
утопающему» и с навешенными на них спасательными кругами, страховочным
канатом длиной 10-12 метров. Рядом со щитами должны быть спасательные доски,
багор, шест, лестница, бревно длиной 5-6 метров и диаметром 10-12 см,
используемые для оказания помощи людям при проломе льда.
В период интенсивного движения автотранспорта на переправах должны быть
развернуты передвижные пункты обогрева людей, а также должен дежурить тягач
с такелажем для возможной эвакуации с рабочей полосы неисправных
транспортных средств.
6. Для обеспечения безопасности людей на переправе выставляется
ведомственный спасательный пост, укомплектованный спасателями, владеющими
приемами оказания помощи терпящим бедствие на льду. У автогужевых переправ в
период интенсивного движения автотранспорта дополнительно выставляется пост
ГАИ.
7. У подъезда к переправе устанавливается специальный щит, на котором
помещается информация о том, какому виду транспорта и с каким максимальным
грузом разрешается проезд по данной переправе, какой интервал движения и
какую скорость, другие требования, обеспечивающие безопасность на переправе.
8. Ежедневно утром и вечером, а в оттепель и днем производится замер толщины
льда и определяется его структура. Замер льда производится по всей трассе и
особенно в местах, где больше скорость течения и глубина водоема. Во
избежание утепления льда и уменьшения его грузоподъемности регулярно
производится расчистка проезжей части переправы от снега.
9. На переправах запрещается:
-
пробивать лунки для рыбной ловли и других целей;
-
переезжать в неогражденных и неохраняемых местах.
10. Должностные лица ГИМС производят техническое освидетельствование ледовых
переправ в части касающейся обеспечения безопасности людей и охраны
окружающей среды и дают разрешение на их эксплуатацию.
Меры безопасности на льду.
1. При переходе водоема по льду следует пользоваться оборудованными ледовыми
переправами или проложенными тропами, а при их отсутствии – убедиться в
прочности льда с помощью пешни. Проверять прочность льда ударами ноги
опасно.
2. Во время движения по льду следует обходить опасные места и участки,
покрытые толстым слоем снега. Особую осторожность необходимо проявлять в
местах, где быстрое течение, родники, выступают на поверхность кусты, трава,
впадают в водоем ручьи и вливаются теплые сточные воды промышленных
предприятий, ведется заготовка льда и т.п. Безопасным для перехода является
лед с зеленоватым оттенком и толщиной не менее 7 см.
3. При переходе по льду группами необходимо следовать друг за другом на
расстоянии 5-6 метров и быть готовым оказать немедленную помощь впереди
идущему. Перевозка грузов производится на санях или других приспособлениях с
возможно большей площадью опоры на поверхность льда.
4. Пользоваться на водоемах площадками для катания на коньках разрешается
после тщательной проверки прочности льда, толщина которого должна быть не
менее 12 см, а при массовом катании – не менее 25 см.
5. При переходе водоема по льду на лыжах рекомендуется пользоваться лыжней,
а при ее отсутствии, прежде чем двигаться по целине, следует отстегнуть
крепление лыж и снять петли лыжных палок с кистей рук. Рюкзак или ранец
необходимо взять на одно плечо. Расстояние между лыжниками должно быть 5-6
метров. Во время движения лыжник, идущий первым, ударами полок проверяет
прочность льда и следит за его состоянием.
6. Во время рыбной ловли нельзя пробивать много лунок на ограниченной
площади и собираться большими группами. Каждому рыболову рекомендуется иметь
спасательное средство в виде шнура длинной 12-15 метров, на одном конце
которого должен быть закреплен груз весом 400-500 граммов, а на другом –
изготовлена петля.
7. В местах с большим количеством рыболовов на значительной площади льда в
периоды интенсивного подледного лова рыбы должны выставляться спасательные
посты, укомплектованные подготовленными спасателями, оснащенные
спасательными средствами, электромегафонами, средствами связи и владеющие
постоянно информацией о гидрометеорологической обстановке в этом районе. При
угрозе отрыва льда от берега спасатели немедленно информируют об этом
рыболовов и принимают меры по удалению их со льда.
Правила оказания помощи утопающему.
После извлечения утопающего из воды нужно положить его животом вниз к себе
на колено или на сложенную валиком одежду, бревно и несколько раз нажать
руками ему на спину, чтобы удалить воду из дыхательных путей. Затем пальцем,
обернутым в платок, следует разжать пострадавшему губы, раскрыть рот,
очистить нос и глотку от пены, грязи и тины. После этого уложить его на
спину, максимально запрокинуть голову, вытянуть язык и следить, чтобы он не
запал. Затем следует немедленно приступить к проведению искусственного
дыхания.
Как только у пострадавшего возобновится дыхание, его надо напоить горячей
водой или чаем, укутать в тёплую одежду и доставить в лечебное учреждение.